Национальный музей Тегерана
Экспозиция музея представлена большим количеством древних артефактов, начиная со времени обитания неандертальцев в горах Загроса.
Из неолитических экспонатов особое внимание привлёк прекрасно сделанный бронзовый топор, датирующийся возрастом почти 6 тысяч лет. То есть, топор был создан, в лучшем случае, в самом начале бронзового века. А возможно и раньше. Артефакт указывает на то, что очень качественные предметы из бронзы к этому времени уже имели развитую традицию изготовления.

На некоторых неолитических сосудах, возраст которых доходит до 7 тысяч лет присутствует знакомый ступенчатый узор, о нем будет отдельный рассказ. Предлагаю назвать его "лестницей в небо".

Артефакты культуры Джирофт - отдельная важная часть экспозиции музея. Предметов немного, так как считается, что их успели растащить ещё до проведения археологических раскопок. Поэтому большая часть сохранившихся артефактов этой культуры рассредоточена по частным коллекциям. Культура Джирофт просуществовавала с III по I тысячелетия до нашей эры. Отдельными исследователями считалась цивилизацией. Культура Джирофта строила зиккураты. На их дошедших до нас предметах присутствует изображение "лестницы в небо", а также глухих порталов, которые не только встречаются также на памятниках Ахеменидов в V-IV веках до нашей эры, но и известны в других цивилизациях древности, например в Египте.
В искусстве Джирофта часто можно встретить некоего персонажа, называемого "господином зверей". На изображениях он держит в руках змей, леопардов, скорпионов, крылатых быков и других животных. Что это за популярный персонаж доподлинно неизвестно. Его ассоциируют как с легендарным царем или героем, так и с божеством.
Именно для культуры Джирофт характерно создание каменных "сумок", схожие изображения которых встречаются в Месопотамии, Турции и Мексике. Их назначение также остается загадкой, так как на эталонные меры весов они не похожи вовсе. Как и не похожи на изображения священных сосудов для воды. Все каменные "сумки", представленные в иранских музеях, имеют разный вид, вес, орнамент (или его отсутствие), но схожи по форме.
Ряд алебастровых сосудов очень сильно напоминает древнеегипетские коллекции. И если бы они стояли в Каирском музее, вряд ли их можно было бы отличить от окружающих сосудов. Подобное может указывать либо на передачу/продажу сосудов из Египта, либо на один технологический и культурный эталон, либо же на то, что перед нами следы более древнего наследия, которое ценилось и оберегалось. Впрочем, на некоторых сосудах видны древнеегипетские иероглифы, поэтому первая версия кажется наиболее предпочтительной.

На заимствование артефактов из Египта во времена империи Ахеменидов могут указывать и другие качественно выполненные каменные сосуды, и различная посуда, включая знаменитое блюдо с утиными головками, показанное в фильме "Восточная коллекция: от наследия до поделок".
На связь с Египтом указывают также не только представленные памятники, которые выполнены в египетском стиле с использованием египетской письменности, но и, например, керамический сосуд с изображением птицы на конусовидной конструкции. Изображение на данном артефакте может быть ассоциировано с космогоническим древнеегипетским мифом о птице Бенну и первохолме Бен-Бен, возвышавшимся над водами первобытного океана и на который садилась птица Бенну.

В целом, музей очень интересный и обязателен к посещению. Стоит также отметить, что в Национальном музее Тегерана есть отдельный зал с эламскими артефактами, представляющими из себя прекрасные примеры работы по золоту и серебру. Также в коллекции представлены изображения мифических людей-рыб.
Made on
Tilda